Этот сайт использует куки. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.

Политика cookie
relocation Релокация бизнеса

Релокация бизнеса

Сейчас значительно увеличивается количество граждан, задумывающих или принимающих решение о переезде в другую страну. Но тут не все так просто, особенно если вы владелец уже налаженного и успешного бизнеса. Вы столько сил и энергии потратили на формирование клиентской базы, позитивного имиджа компании, рекламных кампаний, продумали и реализовали стратегию развития своего бизнеса с учетом белорусского законодательства. Что делать со всеми этими аспектами в случае переезда и как не потерять самое главное – людские ресурсы, ведь именно кадры решают все. Попробуем подробно осветить эту непростую и комплексную задачу далее.

Что значит «релокация бизнеса»?

Давайте сначала определимся, что же такое релокация бизнеса. Бывают ли какие-либо разновидности этого процесса и в чем между ними разница. В белорусском законодательстве отсутствует точное определение «релокации бизнеса» как нормативная база, регулирующая данный процесс. В целом под «релокацией бизнеса» мы понимаем процесс переезда, перевода активов одного юридического лица в другую страну, в том числе частичный перевод с сохранением части функций в стране, где этот бизнес зарегистрирован. Важно понимать, что переезжаем целая цепочка – не только материальные ресурсы, но и схемы заработка и взаимодействия с контрагентами, логистика, маркетинг, бухгалтерия, все эти аспекты деятельности могут быть перевезены в другую локацию вместе или по отдельности. Поэтому и существует классификация релокации бизнеса: полная и частичная.

Полная релокация

В данное понятие входит закрытие офиса в Беларуси, переезд всех функциональных частей бизнеса, обязательно с завершением деятельности в стране путем ликвидации юридического лица или банкротства (если у предприятия недостаточно средств для выплаты задолженности перед всеми кредиторами и бюджетом). В зависимости от формы собственности организации существуют некоторые особенности продажи доли в собственности, если собственником является несколько лиц. Как правило, привилегированным правом покупки части бизнеса обладают уже существующие инвесторы или акционеры. При ликвидации организации обязательно исключение данных предприятия из Единого государственного реестра предприятий (ЕГР).

Частичная релокация

Частичная релокация бизнеса предполагает открытие филиала организации в другой стране с сохранением части функций в другой. Таким образом, это своеобразное расширение бизнеса. В данном случае предприятие может открыть филиал с новым банковским счетом и балансом.

Релокация внутри Беларуси

В Беларуси деятельность всех предприятий регулируется Законом о хозяйственных общества, Гражданским Кодексом и Хозяйственным, Налоговым, Трудовым Кодексами. Поэтому при планировании ревокации бизнеса внутри страны важно подробно изучить вышеназванные нормативные акты.

Процедура релокации внутри страны

Если вследствие переезда в другой город вы планируете сократить сотрудников, или ваши подчиненные не согласны на переезд, то согласно трудовому кодексу вы обязаны выплатить выходное пособие, в размере 3 месячных окладов (статья 44). Если вы арендуете офис или склады, то здесь довольно просто, вы ждете срока окончания договора аренды или прекращаете арендные отношения, заранее уплатив неустойку, предусмотренную договором, и просто осуществляете переезд. Если же ваше помещение принадлежит вам на праве собственности, то у вас два варианта – сдать его в аренду или продать. Здесь многое зависит от конъюнктуры рынка и от ваших дальнейших планов, ведь не исключен вариант возврата на прежнее место вследствие смены условий ведения бизнеса в сторону положительных изменений. Релокация бизнеса внутри страну возможна в нескольких вариантах: присоединение, слияние, разделение и выделение (статья 54 Гражданского Кодекса).

Релокация в другое государство

Процедура релокации в другое государство

Важным аспектом переезда является наличие или отсутствие языкового барьера, ментальных сложностей в стране, куда вы планируете перевезти бизнес. Также важно понимать каковы особенности налоговой нагрузки в стране, ведь при равном размере оклада, в разных странах на руки работник получает совершенно разные суммы. Возможно, это и станет «камнем преткновения», ведь мало кто согласится на перемены, заранее зная, что он получит меньшую выгоду. Поэтому, владелец бизнеса должен понимать, что и ему придется увеличить свои расходы на оплату труда, чтобы «чистыми» сотрудники получали как минимум те же зарплаты что и до переезда в другую страну. Часто работодатель оплачивает и переезд, или компенсирует расходы, связанные со сменой места жительства своих сотрудников. Для обеспечения полного функционирования фирмы, важно проанализировать и конъюнктуру рынка труда в предполагаемой локации, ведь возможен и дефицит специалистов высокого уровня.

Список необходимых документов для релокации

  • Уставный фонд
  • Бухгалтерский баланс
  • Данные всех лицевых счетов организации
  • Если вы открыли филиал, то все правоустанавливающие документы но новое подразделение бизнеса.
  • Печати и штампы предприятия
  • Выписка из ЕГР о закрытии предприятия и или открытии нового подразделения (филиала)
  • Справка от налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом
  • Справка из ФСЗН об отсутствии задолженности
  • Лицензии, технический паспорт, сертификаты, в том числе ISO, патентные документы, справка о регистрации товарного знака, подтверждение авторских прав (если у вас есть какое-либо оборудование или вы производите продукт, который требует особой процедуры подтверждения качества, и вы планируете перевезти эти основные средства в другой город или страну).

Этапы проведения релокации

  • Ликвидация организации в стране
  • Ликвидация задолженности перед кредиторами и бюджетом
  • Переход имущества предприятия к владельцам бизнеса
  • Исключение данных из Единого государственного реестра
  • Изъятие инвестиция из бизнеса и перевод в другую страну

Выбор страны для релокации

Важнейшим этапом для переезда является изучение особенностей ведения бизнеса в стране, куда вы планируете перевезти бизнес. Здесь требуется провести комплексное исследование и сравнение условий по нескольким факторам: как открыть новое юридическое лицо или филиал старого, особенности налогового законодательства, размер уставного фонда, размеры отчислений в страховой и пенсионный фонды, минимальная заработная плата работникам. Как правило, для принятия столь сложного решения, все-таки лучше обратиться к профессионалам – аудиторам и юристам, которые специализируются на обслуживании хозяйственных обществ и индивидуальных предпринимателей.

Релокация бизнеса в Россию

Многие белорусы еще после развала СССР ездят на заработки в Россию. Ментально мы не отделяем себя от россиян, считая их «братским» народом. Также важным плюсом станет наименьший размер подоходного налога – он равен белорусской ставке, и составляет 13%. Русскоговорящее население, сравнительная схожесть законодательства и налогообложения, все это значительно упрощает процесс ведения бизнеса в Росиии.

Релокация бизнеса в Украину

в 2016 году между ЕС и Европейский Банк реконструкции и развития подписано соглашение, в рамках которого было выделено 40 млн. евро на консультационную, учебную, информационную и иную поддержку малого и среднего бизнеса в Украине. Один менталитет, общая история и наличие большого количества русскоязычного населения с общими корнями значительно ускорят процесс адаптации ваших сотрудников в этой стране. Общая стоимость оформления юридического лица в Украине сравнительно самая маленькая, аренда недвижимости и в целом стоимость жизни весьма привлекательны для переезда в эту страну.

Релокация бизнеса в Польшу

На сегодня Польша является самой быстрорастущей экономикой Европейского союза, ВВП которой за последние 15 лет увеличился на 81%. При этом IT-сектор и игровая индустрия занимают значительную долю в ежегодном экономическом росте. В целом, переводя бизнес в эту страну, вы переезжаете в европейский союз, что открывает новые горизонты для развития и возможности для получения в будущем вида на жительство и как следствие гражданства для вас и ваших сотрудников. Согласитесь, весьма привлекательная перспектива. Также, здесь довольно легко найти русскоговорящих граждан, что значительно облегчит ваше общение. Плюс территориальная близость, мы имеем общую границу, соответственно при переезде части сотрудников без семей и близких, так как расстояние между нашими странами незначительное и транспортное сообщение налажено хорошо, то многие найдут этот фактор весьма привлекательным.

Релокация бизнеса в другие страны ЕС

При переезде в страны ЕС стоит учитывать такой важный аспект, как 6наличие языкового барьера. Во многих странах, за исключением Чехии, Кипра вам не услышать русскую речь, поэтому и при обращении в государственные органы, и при общении с контрагентами вам могут потребоваться услуги переводчика, что ведет к увеличению расходов. Во многих странах ЕС английский язык является официальным. Во многих странах существует система поддержки малого бизнеса путем выделения грантов на открытие и развитие.

Стоимость релокации бизнеса

Для переезда в разные страны, вам потребуются различные финансовые затраты. А именно, минимальный размер уставного капитала в разрезе стран:

  • Россия – 112 евро;
  • Украина – 150 евро
  • Польша – 1250 евро;
  • Другие страны ЕС – от 1000 до 8000 евро.

Размер государственной пошлины за открытие юридического лица в евро:

  • Россия – 45;
  • Украина – 4,5 за каждую попытку подачи документов;
  • Польша – 250;
  • Другие страны ЕС – 150-1100.

Стоимость услуг за регистрацию фирмы от местных компаний, в евро:

  • Россия – 800;
  • Украина – 50;
  • Польша – 2550;
  • Другие страны ЕС – 1600-3750.

Сроки релокации бизнеса

Сроки регистрации бизнеса в разных странах, в рабочих днях:

  • Россия – 3-60;
  • Украина – 3-15;
  • Польша – 3-40;
  • Другие страны ЕС – 14-60.

Также вам требуется время для выбора помещения для аренды офиса или производства, поиск жилья для сотрудников, школы и детского сада для членов их семей, получение рабочих виз и покупку билетов. В среднем, эти процессы решаемы в течение 1-2 месяцев, в зависимости от вашей требовательности и финансовых возможностей.


Фото: egnyte.com, meyerofficemoving.com, storage.yandexcloud.net