Образование в Беларуси

Образование в Беларуси

В государственной политике Республики Беларусь образованию уделяется первостепенное значение, ведь для страны важно иметь независимую, творческую, духовно, интеллектуально и физически развитую молодёжь. Все учреждения системы образования контролируются Министерством образования, а деньги на их содержание выделяются из государственного бюджета.

Государственная политика в сфере образования основана на таких фундаментальных принципах как первостепенная важность получения знаний, соблюдение прав человека, гендерное равенство, признание общепринятых ценностей и норм поведения, гуманистический характер образования и его доступность для всего населения. Главными направлениями данной политики являются преемственность образовательных ступеней, обязательное базовое образование и равенство двух официальных языков страны.

Услуги в сфере образования предоставляются как государственными, так и частными учебными заведениями, и центрами развития.  Система образования в Беларуси включает в себя следующие ступени:

  • Дошкольное образование
  • Школьное обучение (начальная, средняя и старшая школа)
  • Профессионально-техническое образование
  • Средне-специальное образование
  • Высшее образование (бакалавриат)
  • Пост-высшее образование (аспирантура, магистратура, докторантура)
  • Дополнительное образование детей и молодежи
  • Дополнительное образование для взрослых
  • Специальное образование

Главными требованиями к учебным заведениям остаются предоставление высококачественного образования, компетентность преподавателей, забота о здоровье учащихся, обеспечение безопасности внутри учебного заведения и за его пределами, создание пространства для креативности и поощрение творческого мышления.

Беларусь — это страна, которая смотрит в будущее, возлагает огромную роль и надежду на следующие поколения в достижении благосостояния и процветания страны. Беларусь идет в ногу с технологическими достижениями и современными веяниями в сфере образования, внедряет технологии в образовательный процесс, тем самым стимулируя учеников к получению знаний и расширению собственных горизонтов.

Особое место системы образования в жизни страны и общества можно также заметить в размере финансирования, ежегодно выделяемого сфере. Так, Беларусь занимает лидирующую позицию среди стран СНГ и превосходит многие европейские страны по отношению выделяемых на образование средств к размеру ВВП страны.

Для того, чтобы разобраться в системе образования Беларуси более подробно, мы проследим путь становления человека от младенца к взрослому с позиции его возможностей в рамках существующей в стране системы.

При рождении ребенка матери дается 3-летний оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, которым она может воспользоваться в полной мере или решить выйти на работу раньше — в этом случае детей, как правило, отдают в ясли. В возрасте от 3 до 6-7 лет дети могут посещать детский сад, время работы которого может быть различным: как только дневным, так и по принципу работы пансионата (5 дней дети находятся в саду, 2 выходных дня — дома). Государственные и частные детские сады в Беларуси проходят тщательную аттестацию, а ежемесячная оплата в государственных дошкольных учреждениях доступна всем гражданам страны, так как большая часть расходов на их содержание покрывается из бюджета страны. Дошкольное образование не является обязательным, однако большинство детей посещают сады до того, как пойти в 1 класс школы.

Базовое образование (9 классов) обязательно для всех жителей страны. Начальное образование (1-4 классы) включает обучение основным предметам, более углубленное предметное обучение начинается с 5 класса. Детей отдают в школу в возрасте 6 или 7 лет — этот выбор остается полностью за родителями ребенка. Школьное образование в республике бесплатное, однако родители вносят определенные взносы на укрепление материальной базы школы. За питанием в школах следит санитарная станция, и для учеников начальной школы оно является бесплатным. Такие учебные предметы как физика, химия и обществоведение появляются в средней школе. После окончания 9 классов дети сдают три обязательных экзамена (белорусский язык, русский язык и математика), после чего могут продолжить обучение в старшей школе (10-11 классы) или поступить в учреждение профессионально-технического образования. В старших классах происходит разделение по профилям и более углубленное изучение предметов выбранной направленности — создаются классы гуманитарной, математической, химико-биологической и исторической направленности. После окончания 11 классов или учреждения профессионально-технического образования обучение может быть продолжено в одном из государственных или частных ВУЗов.

Поступление в высшее учебное заведение осуществляется на основании аттестата о среднем или дипломе о средне-специальном образовании и результатам, полученным после сдачи трех предметов централизованного тестирования. Централизованное тестирование является непредвзятым и прозрачным способом проверки знаний абитуриентов, тем самым полностью устраняя возможность коррупционных действий при поступлении в университет. При наборе достаточно большого количества баллов абитуриент зачисляется в учебное заведение и затраты на его обучение полностью покрываются за счет республиканского бюджета, платная форма обучения также является доступной и на данный момент преобладающей в стране.

Большинство ВУЗов расположено в столице республике — Минске, куда и стремится приехать молодежь. После вступления Беларуси в Болонский процесс срок получения звания бакалавра во всех институтах, за исключением лингвистических, медицинских и инженерных, составил 4 года. Пост-университетское образование включает в себя магистратуру (1 год), аспирантуру (3 года) и в дальнейшем получение звания доктора наук. Для тех, кто получает высшее образование за счет средств республиканского бюджета, предусмотрен обязательный 2-х летний срок обязательного трудоустройства в стране.

Стоит отметить, что получение высшего образования является неким показателем престижа, поэтому в стране оно с каждым годом приобретает характер всеобщего. Престиж образования связан и с его качеством, особенно в сфере технологий и медицины. Белорусские университеты входят в рейтинг лучших университетов мира, а выпускники являются конкурентоспособными на международном рынке труда, успешно работая в транснациональных корпорациях и двигая прогресс вперед.

В Беларуси проходят обучение иностранные студенты, которые в большинстве своем учат русский язык и медицину. В толерантной Беларуси такие студенты не встречаются со сложностями, связанными с адаптацией к культуре и обществу, так как в стране нет дискриминации по расовому, национальному или религиозному признакам.

Все ступени образования пронизаны огромным количеством внеклассной и внеаудиторной жизни. Отдельное внимание уделяется искусству и развитию личности в творческом ключе. Многочисленные спортивные секции и клубы способствуют воспитанию всесторонне развитого и здорового как физически, так и морально человека.

Белорусы ценят ту силу, которое дает образование, ценят ту глубину мысли и широту кругозора, которые достигаются через него, поэтому они усердно работают над улучшением как системы, так и знаний, и прекрасно знают, что только через упорство и труд достигаются и покоряются вершины.