Свободные экономические зоны (СЭЗ) в Беларуси
Свободные экономические зоны (СЭЗ) существуют в Республике Беларусь с целью улучшения работы производств, использующих современные технологии, а также расширения количества рабочих мест и объема экспортируемых товаров. Для СЭЗ предусмотрены льготные правовые, налоговые и иные режимы работы. Самыми распространенными видами деятельности резидентов СЭЗ являются: торговля, работа в области операций с недвижимостью, автомобильная деятельность, исследовательская и техническая работа.
Что такое свободная экономическая зона?
Свободной экономической зоной называют обособленный участок в границах Республики Беларусь, который характеризуется особенными лояльными условиями для производственной деятельности.
Под лояльными условиями понимается особенный режим налогообложения, таможенные преференции и другое.
Как правило, такая экономическая зона создается временно, на период необходимый для реализации поставленных целей.
Свободные экономические зоны в Беларуси
В Республике Беларусь СЭЗ начали появляться еще в 1996 году. В настоящий момент представлено 6 СЭЗ:
Причины создания СЭЗ
К основным причинам создания СЭЗ относят:
- Нехватку иностранных инвестиций;
- Попытку объединения локальной экономики с мировой системой;
- Пробуждение интереса у зарубежных инвесторов к вхождению на белорусский рынок;
- Стремление производства на экспорт при недостатке природных ресурсов, но наличием сильной перерабатывающей отрасли и качественных трудовых резервов;
- Попытку разрешить проблему конкретной местности.
Получение статуса резидента СЭЗ
Обязательные условия для получения статуса резидента СЭЗ
Резидентами обсуждаемой зоны могут стать исключительно белорусские юридические лица или индивидуальные предприниматели, адрес которых зарегистрирован на территории СЭЗ, а также которые подписали договор об условиях деятельности с администрацией соответствующей зоны.
Виды деятельности на территории СЭЗ
Самыми распространёнными видами деятельности на территории СЭЗ являются:
- Современное производство, направленное на выпуск рентабельной продукции для экспорта;
- Создание строительных материалов;
- Переработка отходов;
- Топливная промышленность;
- Работа с электротоварами и радиоаппаратурой;
- Создание медицинского оборудования;
- Сельское хозяйство;
- Машиностроение и так далее.
Порядок регистрации резидентов СЭЗ
Создание юридического лица
Как уже было сказано ранее, стать резидентом СЭЗ может только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Местонахождение такого лица должно соответствовать границам СЭЗ. Такую регистрацию на территории СЭЗ производит сама администрация СЭЗ.
Подготовка инвестиционного проекта
Одним из основных документов, требуемых для регистрации резидента является инвестиционный проект предприятия.
К нему предъявляются следующие требования:
- Минимальный объем инвестиций 1 миллион евро, кроме случаев, когда вклад осуществляется в течение 3 лет, в таком случае, объём инвестиций составляет 500 тысяч евро;
- Экспортная или импортозамещающая направленность.
Регистрация в качестве резидента СЭЗ
Регистрация производиться администрацией СЭЗ, для этого туда подается пакет документов, включающих:
- Заявление установленной формы;
- Копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (с демонстрацией оригиналов);
- Инвестиционный проект;
- Подтверждение оплаты государственной пошлины.
После чего с резидентом подписывается договор об условиях деятельности.
Если все процедуры завершены корректно, то юридическому лицу выдается администрацией СЭЗ свидетельство о регистрации в качестве резидента СЭЗ.
Прекращение деятельности резидентов СЭЗ
Существование юридического лица, как резидента СЭЗ, прекращается, в случае:
- Юридической ликвидации экономической зоны или самого резидента;
- Выход из зоны участка той территории, на котором зарегистрировано соответствующее лицо;
- Реорганизации резидента;
- Изменения места регистрации (за пределами экономической зоны);
- Окончания договора, подписанного с администрацией;
- Принятия такого решения администрацией СЭЗ (из-за желания резидента, нарушения резидентом требований договора, несоблюдения времени формирования уставного фонда).
Правовой режим деятельности резидентов СЭЗ
Виды деятельности, изъятые из правового режима СЭЗ
Определенные виды деятельности были изъяты из списка возможных для получения правового статуса СЭЗ, в частности:
- Общепит;
- Деятельность, связанная с азартными играми;
- Торговля и закупки;
- Деятельности, касающаяся ценных бумаг;
- Оборот товаров, которые полностью или частично используют основные средства резидента экономической зоны вне ее территории;
- Деятельность банков, небанковских кредитно-финансовых и страховых организаций.
Особый режим налогообложения
Налог на прибыль
Налоговая ставка на прибыль уменьшена в половину от обычной ставки с учетом характера деятельности, но не выше 12%.
Налог на добавленную стоимость
НДС составляет 10%, при условии продажи импортозамещающих товаров в Республике Беларусь, произведенных резидентом на территории СЭЗ.
Платежи за землю
Не уплачивают земельный налог и арендную плату за земельные участки:
- Во время составления проекта и стройки зданий, но не больше пяти лет с момента регистрации администрацией соответствующего резидента экономической зоны;
- Не учитывая сферу их использования (при условии продажи товаров на экспорт и (или) иным участникам СЭЗ).
Налог на недвижимость
Резиденты СЭЗ не уплачивают налог на недвижимость 3 года с даты регистрации лица как резидента СЭЗ. Данная преференция не распространяется на арендованное имущество.
Деятельность, запрещенная резидентам СЭЗ
Под запретом для резидентов СЭЗ находится такая деятельность, как:
- Деятельность, связанная с оружием и боеприпасами;
- Работа с радиоактивными и иными опасными материалами;
- Продажа наркотиков или иных психотропных веществ;
- Посев культур, содержащих яд;
- Создание алкоголя, кроме шампанского, виноградных вин и пива;
- Создание табачной продукции;
- Деятельность с ценными бумагами, производством денег, монет, марок;
- Лотереи;
- Трансляция радио или телепередач;
- Лечение людей или животных, представляющих своей болезнью опасность для населения;
- Работа, направленная на трудоустройство людей.
Льготы и преференции резидентов СЭЗ
Помимо уже названых налоговых преимуществ, резиденты СЭЗ не платят государственную пошлину за выдачу иностранцам и лицам без гражданств спецразрешений на работу в Республике Беларусь.
Еще одним значимым преимуществом СЭЗ является компенсация затрат на создание инженерной и автомобильной инфраструктуры, которая нужна для воплощения инвестиционного проекта участника СЭЗ, в первую очередь за счет средств, определенных для этой цели в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах, при условии воплощения участником СЭЗ инвестиционного проекта с установленным объемом инвестиций свыше 10 миллионов евро.
Таможенные льготы резидентам СЭЗ
Статус резидента СЭЗ дает возможность не уплачивать таможенные взносы при:
- Ввозе в свободную таможенную зону материалов для стройки, иного оснащения, сырья и других составляющих для целей осуществления инвестиционного проекта;
- Вывозе за границу ЕАЭС зарубежных товаров, подпадающих под таможенную регистрацию под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в неизменном состоянии, а также товаров, созданных с помощью зарубежного сырья.
- НДС, требуемый таможней, при вывозе на таможенную территорию ЕАЭС товаров, созданных с помощью зарубежной продукции, подпадающей под таможенную регистрацию свободной таможенной зоны.
Законодательное регулирование СЭЗ
Самым значительным правовым актом, регулирующими деятельность СЭЗ, является Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».
Также существует множество Постановлений Совета Министров и Указов Президента, которые регулируют отдельные аспекты существования СЭЗ. Некоторые правовые акты являются общими для всех зон, а некоторые – для каждой в частности.
Государственные гарантии резидентам СЭЗ
Гарантии перевода денежных средств иностранных инвесторов
Законодатель Республики Беларусь предусматривает свободное перемещение прибыли или других законно полученных денежных средств (посредством инвестиций) иностранных инвесторов за границу. Такое правило действует при условии оплаты инвестором всех налоговых и таможенных обязательств.
Гарантии от принудительного отчуждения
Республика Беларусь гарантирует запрет на безвозмездное отчуждение имущества, которое является инвестициями или создаваемое благодаря инвестициям.
Национализация допускается только из-за общественной необходимости и с абсолютной компенсацией убытков.
Реквизиция может применяться при катаклизмах, авариях, эпидемиях и так далее, с оплатой цены реквизированного имущества.
Фото: grodnoinvest.by