Этот сайт использует куки. Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.

Политика cookie
Bologna process in Belarus Болонский процесс

Болонский процесс

В Беларуси почти 70% жителей страны имеют высшее или незаконченное высшее образование. Доля образованных людей на 100 тысяч населения весьма велика среди бывших стран СНГ, поэтому вопрос о присоединении ВУЗов страны к Болонской системе, и как следствие ее реформирование, - весьма актуален. Официально Белоруссия присоединилась к Европейскому пространству высшего образования в 2015 году, подписав соответствующий документ – Дорожная карта. В нем были освещены основные требования к реформированию системы высшего образования страны. После принятия и реального внедрения положений Дорожной карты наша страна должна стать полноценным членом Болонского процесса. Официальный сайт Болонского процесса можно найти по ссылке.

Что такое Болонский процесс

Болонский процесс представляет собой цикл встреч на уровне Министров в образования различных стран, с целью унифицирования систем высшего образования и упрощения процесса международного сотрудничества между университетами. Само название Болонского процесса появилось, потому что первая встреча подобного формата произошла на базе Болонского университета в 1999 году. На данный момент 48 стран согласны и проводят реформы высшего образования на основе общих ключевых ценностей. Это свобода выражения мнений, автономия для учреждений, независимые студенческие союзы, академическая свобода, свободное передвижение студентов и сотрудников. Благодаря этому процессу страны, учреждения и заинтересованные стороны на европейском пространстве постоянно адаптируют свои системы высшего образования, делая их более совместимыми и укрепляя свои механизмы обеспечения качества. Для всех этих стран основной целью является повышение мобильности персонала и студентов и содействие трудоустройству.

Болонская система образования

Программы высшего образования в Европейском пространстве высшего образования (EHEA) предлагаются на трех уровнях - бакалавриат, магистратура и докторантура - которые обычно называют трехцикловой системой. Для получения степени бакалавр нужно проучится минимум 4 года.

Вступление Беларуси в Болонский процесс

Стадии Болонского процесса

Первый цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с надписью «бакалавр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 180-240 кредитами ECTS. Программы первого цикла длятся, как правило, три года. Второй цикл приводит к получению квалификации (во многих странах с пометкой «магистр»), которая получается после успешного завершения учебной программы с 60-120 кредитами ECTS. Эти диапазоны для программ бакалавриата и магистратуры были определены при разработке Рамок квалификаций для Европейского пространства высшего образования. Как и структура степеней, она должна обслуживать сопоставимые и передаваемые квалификации и способствовать мобильности и признанию независимо от того, где и как были достигнуты результаты обучения. Европейские и национальные рамки квалификаций основаны на Европейской системе перевода и накопления кредитов (ECTS) с точки зрения качества (результаты обучения) и количества (рабочая нагрузка). На конференции 2003 года в Берлине впервые были обсуждены докторантура и взаимодействие между Европейским пространством высшего образования (EHEA) и Европейским исследовательским пространством (ERA). Принимая во внимание, что в Болонской декларации упоминаются два цикла, которые включают все программы высшего образования («Второй цикл должен привести к получению степени магистра и / или доктора, как во многих европейских странах»), в Берлинском коммюнике 2003 года впоследствии были определены докторские программы в качестве третьего. цикл. Три цикла описываются Дублинскими декларациями. Как правило, в рамках Болонского процесса докторантуру называют третьим циклом. Третий цикл включает в себя широкий спектр докторских фаз от чистых (докторских) учебных программ до полностью независимых исследований. Эти циклы имеют различные последствия для: структуры докторантуры (бесплатная, частично или полностью структурированная); взятую ответственность и ресурсы, вложенные (например, персонал и средства для обученных частей программы) домашним учреждением; возможные связи с предприятиями и профессиональными организациями; соотношение обязательных и факультативных элементов для докторанта; статус докторанта (студент, сотрудник, научный сотрудник).

Особенно в странах, где традиционно бесплатная индивидуальная исследовательская работа доминирует на докторской фазе, лица, выполняющие эти проекты, рассматриваются не как студенты, а как исследователи ранней стадии/молодые специалисты.

Основные требования к образовательной системе Беларуси

Болонская архитектура высшего образования

Подразумевает внедрение системы трех циклов – бакалавр, магистр и кандидат наук. Ну и естественно, сокращение срока образования до четырех лет,- данное требование уже можно считать выполненным.

Студенческое самоуправление

Право самих студентов формировать выборные органы и реально влиять на жизнь и образовательный процесс своего университета.

Академическая мобильность и свобода

Подразумевает практику внедрения свободного обмена студентами среди ВУЗов разных стран. При этом важно, чтобы предметы, изученные за время такого обмена, автоматически засчитывались по возвращении домой в родном университете без необходимости пересдачи.

Партнерство студентов и администрации

Реальная свобода и обеспечение права как студентов так и преподавателей на создание общественных объединений (и как следствие отмена статьи 193.1 УК Республики Беларусь - Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности).

Реальная выборность курсов

Каждый студент самостоятельно исходя из личной заинтересованности может формировать список дисциплин для изучения в рамках выбранного ими курса. В свою очередь это. несомненно, очистит наше образование от неактуальных изжитых прошлым предметов.

Сроки и прогнозы завершения Болонского процесса

По словам Министра образования Беларусь планирует закончить процесс реорганизации системы высшего образования и приведения ее к требованиям, оглашенным в Дорожной карте к 2030 году. К тому времени все Вузы страны смогут быть реальными членами Европейского пространства высшего образования.

Что даст студентам завершение Болонского процесса?

С точки зрения пользы для студента, - внедрение Болонского процесса дает расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации будут ориентированы  непосредственно на рынок труда. Присоединение Белоруссии к Болонскому процессу даст новый импульс к реформированию высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия наших вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран. Поэтому присоединение Белоруссии к Болонскому процессу, которое состоялось в 2015 году, необходимо рассматривать как инструмент развития высшего профессионального образования. Создание единого европейского образовательного пространства было основной целью Болонского соглашения.


Фото: vrubcovske.ru