Bologna process in Belarus Болонский процесс

Болонский процесс

В 1999 году в Италии, городе Болонья, тридцать стран Европы вошли в Болонский процесс, что ставил своей главной целю- создание Единого европейского пространства высшего образования. А в общем, Болонский процесс- это специальная стратегия, направленная на гармонизацию образовательного процесса, делая его простым и понятным. Она включает в себя одинаковое измерение зачетных единиц обучения- кредитов, одинаковых ступеней квалификации и содействие студенческой мобильности. И все это для того, чтобы выпускники могли свободно передвигаться по разным странам- участницам Болонского процесса, и найти работу без дополнительных подтверждений диплома и квалификаций. В 2010 году, в Вене, было объявлено о завершении основной цели процесса- создании единого пространства высшего образования, однако, к тому времени, были достигнуты еще не все цели, и было решено продолжить интеграцию образовательных процессов разных стран.

Сначала, в Болонском процессе участвовали лишь страны Евросоюза, но позже сюда вошли  Швейцария и Норвегия- не страны Европейского союза- и страны, так называемого, Восточного партнерства, а это- Беларусь, Казахстан, Турция и Россия. Страны Восточного партнерства стали участницами Болонского процесса, при условии интеграции целей процесса в системы высшего образования и признания Европейской культурной конвенции.

Главным управляющим органом ЕПВО(Единого европейского пространства высшего образования) является конференция министров образования стран-участниц, на которой, в 2015 году было принято решение об «условном» принятии Республики Беларусь в Болонский процессе, при том, что в 2012 году, ей было в этом отказано. Не приняли Беларусь в первый раз потому, что, по мнению заседателей, Кодекс образования Беларуси не соответствовал и не способствовал достижению целей Болонского процесса, несмотря на то, что Республика Беларусь приняла Европейскую культурную конвенцию.

В 2018 году, в Ереване, Беларусь- таки была принята в Болонский процесс, но с условием создания, так называемой «дорожной карты»- плана конкретных действий и стратегий для достижения такого состояния образовательной системы, что будет способствовать успешной интеграции принципов Болонского процесса. В этот список реформ входит множество вещей, которые предстоит изменить в системе белорусского высшего образования. А это, во- первых, создание двухуровневой системы: бакалавриат, за который нужно набрать от ста восьмидесяти до двухсот сорока кредитов, и магистратура с количеством кредитов от девяноста до ста двадцати. Также, осуществлять выдачу бесплатного приложения европейского образца к диплому.

Обязательным условием является ограничить принудительное распределение студентов, которые обучаются за счет государственного бюджета, на рабочие места. Беларусь должна создать определенную рамку квалификаций, соответствующую принципам ЕПВО. До 2020 года министерству образования нужно отказаться от пятилетнего образования на ступени бакалавриата по всем специальностям и разработать такую систему, что позволяет получить «двойной диплом», или, другими словами, диплом с двумя квалификациями. Студентам должно быть дозволено- активно участвовать и самим оценивать качество образовательного процесса, а студенческие организации должны создаваться по «заявительному», а не «разрешительному» принципу. Касаемо студенческой активности, есть и условие о выборе главы университета от числа студентов, на конкурсной основе, для качественной оценки образовательных программ. По условиям «дорожной карты», необходимо обеспечить автономию университетов. Как известно, сейчас администрация университетов подчиняется Министерству образования, а министры избираются президентом, ректоры же, по условиям соглашения, должны избираться по результатам выборов.  И в конце, программы академической мобильности, что существуют уже и сейчас, должны быть эффективно доработаны. А именно, те часы, что студент проводит в обучении за рубежом, должны быть зачтены, как кредиты, равные тем, что заработаны им на родине, чтобы ему не приходилось сдавать сразу два экзамена. Конечно, эти программы должны стать и более доступными для белорусских студентов и в плане стоимости, и в оформлении документов.

Вхождение Беларуси в Болонский процесс тянется уже довольно долгое время- с 2012 года. Однако, столь продолжительное реформирование системы образования стоит того, чтобы достигнуть высокого уровня университетской подготовки и предоставления возможности студентам и выпускникам работать и учиться в странах Европы, благодаря участию Беларуси в Болонском процессе.