Мужские монастыри в Беларуси
СВЯТО-ЕЛИСЕЕВСКИЙ ЛАВРИШЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Лавришевский монастырь является одним из древнейших православных монастырей, известных в Западной Руси и Литве. Его основание датируется второй половиной XIII в.
Согласно раннему церковному преданию, история основания Лавришевского монастыря тесно связана с именем Елисея Лавришевского.
Древнейшее упоминание о преподобном Елисее находится в дарственной Лавришевскому монастырю (1517г.) А.И. Ходкевич передал свои владения в Лычицах. Описание жизни Елисея находится в труде профессора и ректора Виленского университета Альберта Кояловича «Miscellanea rerum ad statum ecclesiasticum in Magno Lithuaniae Ducatu pertinentium» (1650г.). Согласно ему преп. Елисей родился у «знатных в Литве родителей», «если некоторые не ошибаются» – у «Тройдена Князя Литовского», и долгое время жил при дворе великого князя Литовского, «вероятно Мендовга», занимая высокую должность. Позже, оставив мирскую жизнь, Елисей нашел безлюдное место, окруженное болотами, где от некоего подвижника воспринял монашество. Когда вокруг Елисея собралось много послушников и монахов, он построил для них церковь и монастырь. Елисей был убит своим питомцем, бесноватым юношей-слугой в ночь на 23 октября. К сожалению, больше о жизни преп. Елисея автору середины XVII века ничего не известно.
По свидетельству А. Кояловича, в 1514 году на соборе в Вильно преп. Елисей был прославлен в лике святых.
Святость преподобного Елисея обнаружилась, в частности, через чудеса от его мощей, которые особенно помогали страждущим от беснования.
ПОЛОЦКИЙ БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Богоявленский мужской монастырь был основан в 1582 году. Сейчас является упраздненной православной обителью Полоцка. Он состоял из каменного Богоявленского собора и жилого корпуса.
В 1656–1664 гг. в братской школе, действовавшей при монастыре, служил известный богослов и поэт Симеон Полоцкий, который позднее стал наставником детей русского царя Алексея Михайловича.
Каменный Богоявленский собор построили в 1761–1779 годах. В 1780–1788 гг. на средства, выделенные Екатериной II, монастырь был существенно расширен. В этом же году построили каменный двухэтажный корпус. С 1784 по 1900 год в нем находилось народное училище. В 1970-х годах здание использовалось как жилой дом. Сейчас здесь размещается Музей-библиотека Симеона Полоцкого и Музей книгопечатания.
Богоявленский собор после Первой мировой войны закрыли. В годы советской власти здесь был спортзал. В отреставрированном к 1981 году здании находилась картинная галерея. В 1991-м храм передали верующим, и ныне он является кафедральным собором Полоцкой и Глубокской епархии.
СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ОРШЕ
Монастырь был основан в 1623 г. как православный мужской монастырь на землях, пожертвованных шляхетским родом Статкевичей. Размещен в Кутейне - северо-западной окраине Орши в месте слияния рек Днепра и Кутеинка. В 1631 г. при основании монастыря чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название "Оршанская". Эта икона является главной святыней обители.
Деревянный Богоявленский собор был построен в 1635 г. и освящен святым Петром Могилою. Вторая церковь - в честь рождества Христова - также была деревянной, двухэтажной. После реконструкции 1868 г. переосвящена в честь Святой Троицы.
Кутеинский монастырь- один из крупнейших и известнейших средневековых культурно-просветительских центров Беларуси. При монастыре существовали школа, библиотека, работала артель художников-иконописцев. Из Кутеинского монастыря в Московское государство направлялись лучшие мастера: резчики по дереву, плотники, каменщики, чеканщики, граверы. Монастырь был хорошо известен своей типографией, ставшей в XVII веке центром белорусского кирилличного книгопечатания. Именно там первопечатник Спиридон Соболь издавал учебную и богослужебную литературу.
К 1640 г. в Кутеинском монастыре подвизалось около 200 монахов. Обитель оказывала помощь в основании и существовании многих православных монастырей. В 1655 г. братия Кутеинского монастыря вместе с типографией переселилась в Иверский монастырь под Новгородом. Переселение было связано с притеснением православных униатами.
Богоявленский собор сгорел от удара молнии в 1885 г. Больше он не восстанавливался. Жизнь обители была прервана в 1917 году. На территории монастыря найден древний пещерный монастырь в честь Воскрешения праведного Лазаря. Нашли его монахи в 1910 - 1912 гг. Второй раз пещеры исследовались в 1926 г., найдены два коридор, многочисленные пещеры и ниши.
Монастырь начал восстанавливаться в 1990 г. В 1995 г. после реставрации освящен храм в честь Святой Троицы. В обители созданы мастерские, в которых выполняются все виды резьбы по дереву и иконописные работы, проектируются и изготавливаются иконостасы и многое другое.
ЖИРОВИЧСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Начало строительства этого монастыря это поистине чудесное явление. В 1470 году в небольшом местечке Жировичи, которое принадлежало роду Солтанов, вдруг явилась нерукотворная икона Божией Матери. В одном из солтановских лесов пастухи увидели яркий свет, который просто пронизывал ветви груши. Они решили посмотреть, что это. Находка их просто потрясла – в ветвях грушевого дерева люди обнаружили маленькую икону Божией Матери, которая и излучала это необыкновенное сияние. С трепетом и благоговением взяли пастухи икону и отнесли своему хозяину Александру Солтану. Но барин не обратил на находку должного внимания, а спрятал ее в сундук. Каково же было его удивление, когда день спустя он не нашел иконы в сундуке, чтобы показать ее гостям. Через несколько дней те же пастухи нашли икону на том же грушевом дереве и снова принесли ее Солтану. Теперь барин совсем по-другому посмотрел на икону и дал обет построить на том месте, где она появилась, церковь в честь Пресвятой Богородицы.
Весть о чудотворной иконе быстро распространилась, и в Жировичи потянулись толпы паломников из ближних и дальних земель. Некоторые из них не хотели уходить отсюда, и в скором времени около деревянной церкви образовалось поселение. А в 1493 году здесь появился монастырь.
Страшный пожар 1520 года уничтожил деревянную церковь, хоть жители и пытались спасти ее. Жители скорбели о невозвратной утере. Правда, какое-то время спустя икона вернулась.
Спустя некоторое время на месте старой деревянной церкви был возведен новый каменный храм. Он был освящен в честь Успения Богородицы. Здесь икона Божией Матери хранится и по сегодняшний день.
Сегодня монастырь состоит из пяти действующих церквей, четырех жилых зданий, хозяйственных построек, монастырского пруда, сада, огорода и пасеки. В монастыре расположена семинария, которая готовит будущих священнослужителей.
И до сегодняшнего дня сюда стекаются верующие за поддержкой и помощью.
ЛЯДЕНСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Ляденский Свято-Благовещенский мужской монастырь находится в деревне Малые Ляды Смолевичского района Минской области, примерно в 47 км от г. Минска и 24 км от г. Смолевичи. Монастырь в Лядах возник по особому Промыслу Божию. Один из летописцев монастыря, историк Николай (Трусковский), писал, что о начале Ляденского монастыря сохранилось следующее местное предание. Царица Небесная сжалилась над местным людом из-за его тяжёлого труда и бездуховного быта и захотела укрепить его Своей благодатной помощью. Она явилась селянину по имени Кирик, указала место для возведения православной церкви, которая и была построена ляденским и окрестным населением в последней четверти XVII в. Известно, что та деревянная церковь, построенная недалеко от местечка Ляды, существовала долгое время.
В первой четверти XVIII в. помещица Тереза Завиша из рода Тышкевичей, которая являлась владелицей Ляд, а также женой минского воеводы Христофора Станислава Завиши, совершила паломничество в Свято-Успенский Жировичский монастырь. Благочестивая женщина страдала тяжкой болезнью и, молясь перед чудотворной Жировичской иконой Божией Матери, получила исцеление от своего недуга. В знак благодарности она пожертвовала в Ляденскую церковь выполненный на доске список чудотворной Жировичской иконы. Вскоре от нового образа стали совершаться многочисленные чудеса. Икона получила название Ляденская. Распространившаяся молва о чудесах, которые совершались перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся его почитание побудили семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней Ляденский мужской монастырь.
Строительство каменного монастырского корпуса вместо старого деревянного началось в 1811 г. Свой нынешний вид корпус приобрёл к 1850 г. при настоятеле Иоасафе. Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, просвещение молодёжи. В последней четверти XVIII в. при нём была основана обширная богадельня.
СВЯТО-АФАНАСЬЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Преподобномученик Афанасий (Филиппович), игумен Брестский, – известный белорусский общественный, политический и церковный деятель, выступал против унии с Римом, отстаивая права православных братств в Бресте. За активную борьбу против антиправославной политики польского правительства его преследовали, неоднократно арестовывали, ссылали. Когда вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, Афанасий (Филиппович), как и многие другие, был заподозрен в измене польскому королю и в помощи восставшим казакам, за что и был по наветам иезуитов казнен в 1648 г. около деревни Германовичи под Брестом. В 1649 г. Православная Церковь канонизировала святого преподобномученика Афанасия.
На рубеже XIX–XX вв. на месте мученической кончины святого Афанасия Брестского была построена часовня, где в дни празднования его памяти совершались богослужения. Во время хрущёвских гонений храм был закрыт, но верующие продолжали приносить к полуразрушенной часовне живые цветы. В 80-е гг. решением Брестского облисполкома часовня была передана в ведение Православной Церкви. Усилиями прихожан храм был восстановлен и в 1988 г. в нём было совершено первое богослужение. В 1993 г. храм посетил глава Польской Православной церкви Митрополит Варшавский и всея Польши Василий. В июле 1995 г. часовню посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословивший открытие мужского монастыря.
Позже было расширено здание часовни, к церковному дому пристроили трапезную и несколько келий, проведено строительство монастырского корпуса с надвратной церковью и архиерейскими покоями. Дважды в год к стенам Афанасиевского монастыря совершаются крестные ходы: в третье воскресение после праздника Пятидесятницы, в день Белорусских святых и в день мученической кончины преподобномученика Афанасия Брестского 18 сентября. Храм в честь преподобномученика Афанасия игумена Брестского является памятником архитектуры деревянного народного зодчества с элементами ретроспективно-русского стиля.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Среди верующих Беларуси слово "Хмѐлево" вызывает особые чувства, связанные со святым местом – старинным селом, знаменитой Спассо-Преображенской церковью, мужским монастырем, их иконами, особое место среди которых занимает хмѐлевской список чудотворной иконы Божей Матери Ченстоховская и старинная икона Николая Чудотворца. Список иконы Божией Матери очень древний и сделан на холсте. Согласно одной из версий икона Божией Матери была куплена местным помещиком и хранилась у него в часовне.
Однажды случился пожар, и часовня сгорела, икона же осталось целой и невредимой. После этого случая помещику было откровение, и он передал эту икону в построенную по решению сельчан Спассо-Преображенскую церковь. По одним данным церковь построена в 1725 году, а по другим – на 45 лет раньше. Храму пришлось перенести много трудностей, но он никогда не закрывался. В XX веке икону неоднократно пытались похитить, но всякий раз она снова возвращалась на место. Многие люди получали от иконы исцеление от различных недугов.
По благословлению приснопамятного архиепископа Брестского и Кобринского Константина (Хомича) 30 декабря 1999 года Хмѐлевской приход был преобразован в Спасо-Преображенскую мужскую пустынь. Настоятелем и строителем был назначен игумен Серафим (Петручик). В Пустыни были возведены монастырские постройки и первый в Беларуси храм в честь Ченстоховсхой иконы Божей Матери. В 2004 году решением Синода Белорусского Экзархата Московского Патриархата Пустынь была преобразована в одноименный мужской монастырь.
СВЯТО-ТРОИЦКИЙ МАРКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Троицкий Марков мужской монастырь был основан в ХIV в. на правом берегу реки Двины. По преданию, основателем его был некий благочестивый человек по имени Марк, который построил на своем участке земли часовню и уединился для благочестивых подвигов. Потом к нему стали присоединяться единомышленники. Своего расцвета Марков монастырь достиг в XVII в. В нем было пять церквей, колокольня, часовня, братский корпус, богадельня. Во времена унии Марков монастырь оставался единственным местом, где православные верующие могли найти убежище и духовное утешение. Его территорию украшали Троицкий собор и Покровская деревянная церковь, построенная в 1650 г. Одним из драгоценных сокровищ в этой обители была чудотворная Казанская икона Божией Матери, переданная в благословение монастырю Московским Патриархом Никоном в 1656 г. По усердной молитве перед этим святым образом верующие получали исцеление.
После закрытия монастыря в 1920 г., на его территории размещалась милиция и другие учреждения. Монастырь планомерно разрушался. Действующей оставалась лишь Свято-Казанская церковь - единственное из уцелевших строений монастыря. В давние времена на ее месте стояла деревянная Петропавловская церковь, построенная в 1650-е гг. В 1690 г. церковь сгорела, и на ее месте построили новую. Но потом и эта церковь погибла, и в 1760 г. был построен новый каменный храм. Ныне Казанская церковь существует в перестройке послевоенного времени. Стены украшены пилястрами. В центральной апсиде сохранилось древнее арочное окно, заложенное кирпичом, украшенное барочным наличником в виде накладного портика с фронтоном замысловатой формы. Остальные проемы украшены полуциркульными архивольтами. В 2005 г. Казанская церковь обрела вместо светового фонаря самый большой в городе купол.
В ноябре 2000 г. решением Священного Синода Белорусской Православной Церкви Свято-Троицкий Марков монастырь был восстановлен в пределах прихода Свято-Казанской церкви, главный престол которой освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел в честь преподобного Сергия Радонежского. В наши дни в Свято-Казанский храм возвращаются иконы, изъятые отсюда в годы гонений. Так, Казанская икона Божией Матери в серебряном окладе снова в обители. В дни великих праздников святыня возглавляет крестные ходы. Ближайшее будущее обители – продолжение работы по воссозданию первоначального исторического облика Свято-Казанской церкви и всего монастыря.
СВЯТО-НИКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Свято-Никольский монастырь был основан 8 декабря 1994 г. при храме святителя Николая Чудотворца в г. Гомеле. 31 марта 1900 г. служащими Полесской железной дороги было учреждено попечительство, собиравшее добровольные пожертвования верующих на построение каменной церкви святителя Николая – покровителя путешествующих. Среди жертвователей оказались очень известные люди: святой праведный Иоанн Кронштадтский, приславший средства на строительство и поддерживавший попечительство своими молитвами, княгиня Ирина Ивановна Паскевич-Эриванская, пожертвовавшая участок земли для построения церкви и другие. Прошло четыре года, и 22 октября (4 ноября н. ст.) 1904 г., на праздник Казанской иконы Божией Матери, Никольский храм был освящен. В 1930 г. он был закрыт в числе других храмов г. Гомеля, но в годы Великой Отечественной войны его снова открыли и до 1990 г. он был единственной действующей православной церковью г. Гомеля.
СВЯТО-ПУСТЫНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
По преданию основателем Пустынского монастыря является высокородный князь Лугвень (в святом крещении Симеон). Симеон был десятым сыном великого князя литовского Ольгерда. Симеон был воспитан в Православии, глубоко уважал свою веру, строил монастыри, щедро благотворил им, проявил себя как мужественный и храбрый защитник русской земли. Его отец (в крещении Александр) еще до своей женитьбы на русской княжне принял Православие. Хотя в жизни Ольгерда был печальный факт мученической смерти в середине ХIV века трех литовцев, принявших Православие (Антония, Иоанна и Евстафия, их предали казни по настоянию языческих жрецов, Православная Церковь причислила этих безвинных мучеников к лику святых), но, согласно летописи, перед кончиной великий князь Ольгерд принял схиму с именем Алексий.
Почти все его четырнадцать детей приняли Православие, многие из них явились основателями и покровителями православных храмов в своем государстве. Не был исключением и Симеон, князь Мстиславский, построивший кроме Пустынской еще и Онуфривскую обитель. Немаловажный факт – Симеон был женат на дочери прославленного в лике святых благоверного князя Димитрия Донского.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Facebook, LinkedIn, Telegram!
Фото: pokrovgrodno.org, avatars.mds.yandex.net, im3.turbina.ru, vetliva.ru, sobory.ru, smorodina.com, vlib.by, itreba.org, a.d-cd.net.