Рейтинг белорусских современных художников
Что же такое искусство для современного человека? Некоторые люди скажут, что это нечто великое и непознанное, другие скажу, что в современном искусстве нет ничего красивого, третьи скажут, что это давно забытое слово, так как в нашем 21 веке мало кто думает об искусстве. Так давайте же разберёмся, что есть искусство для каждого из нас?
Современное искусство в Беларуси
Для современного искусства характерно многообразие визуальных экспериментов. На этом фоне белорусское искусство смотрится достаточно традиционно. Однако национальная художественная школа не стремится к единой академической художественной реализации. Графика, живопись, фотография, другие виды изобразительного искусства развиваются в русле современных визуальных тенденций. Наблюдается смешение и взаимодействие стилей, характерное для европейского искусства.
Искусству Беларуси последних пятнадцати-двадцати лет свойственно разнообразие и философское обобщение художественных образов. Значительно активизировалась выставочная деятельность, проводятся международные пленэры, фестивали и выставочные проекты, художники активно ищут свой путь в русле интернациональных тенденций. Сформировалось новое поколение белорусских художников, способных к непредвзятому восприятию самых разнообразных течений в мировом искусстве.
Рейтинг белорусских художников
Многие белорусские художники известны своим замечательным творчеством не только в нашей стране, но и за её пределами. И чтобы достичь определённых успехов, не обязательно было вступать в союз художников или удостоиться высшей награды – Народный художник Беларуси. Некоторые стали такими и без этого звания.
Конечно, есть и такая категория творцов - поп-художники.
Андрей Смоляк
Например, Андрей Смоляк, который известен в первую очередь портретами знаменитых людей Беларуси. Его работы больше интересны массовому зрителю, а покупают их по большей части представители светской элиты. В основном те, кто на этих самых работах и изображен. Правда, о художественной ценности его творчества можно рассуждать долго – вспомнит ли Смоляка кто-нибудь спустя 100 лет?
Андрей Вашкевич
Есть и более интересные примеры. Например, постмодернист Андрей Вашкевич. Его работы на персональных выставках сопровождаются ещё и необычным оформлением. Можно сказать, что они превращаются в настоящее шоу и перформанс, когда наша реальность совмещается с художественной, и уже вместе они образуют общую композицию.
К сожалению, многие уроженцы Беларуси покинули нашу страну: кто-то по личным причинам, кто-то сбегал от войны, кто-то из-за идеологического давления. Марк Шагал, Хаим Сутин, Михаил Кикоин… Их картины не только принесли им славу, но стали одними из самых дорогих в мире. Не говоря уже про Беларусь. Особенно печально, что многие работы белорусских художников либо утеряны, либо находятся заграницей. Правда, постепенно ситуация улучшается: так, за последние пару лет стараниями БелГазПромБанка на родину вернулись работы Шагала, Кикоина, Ваньковича, Сутина. А ведь картин некоторых из этих авторов в Беларуси не было вообще!
Появляются и новые имена. Павел Татарников, Дмитрий Траенович, Сергей Римашевский, Людмила Жиженко. Взгляните на их работы, и вы будете приятно удивлены. Например, Римашевский в своем творчестве очень много внимания уделяет детям, а Людмила Жиженко одна из немногих художниц в мире, которая использует технику рисования нефтью.
Но это не значит, что народные художники не достойны внимания. Взять хотя бы монументальные работы «народников» Гавриила Ващенко и Михаила Савицкого. Последний, кстати, удостоился не только звания народного в нашей стране, но и в Советском Союзе в целом, а также получил высшую государственную награду Республики Беларусь – звание Героя.
Кастусь Качан
Его художественный почерк невозможно спутать ни с кем другим. Казалось бы, что можно еще придумать в таком традиционном жанре, как пейзаж? После Шишкина, Айвазовского, Маковского, Саврасова, Цвирко… Но он придумал! Все, что бы он ни написал: деревья, реки, хижины, - имеют метку вечности. И у этой вечности его не спутаешь ни с кем и ни с чем.
Его персональная выставка, которая представлена сегодня в Художественной галерее Михаила Савицкого, имеет красноречивое название «Провинция». Концепция провинции в Год малой родины заставляет нас вдуматься в это слово и его значение. Что такое провинция? Новогрудчина (родина художника), Заславль, Воложин, Ивье, Раков, Любча, Свержень (городки, которые он любит рисовать)? Или, может быть, вся Беларусь на карте мира — провинция? А, может быть, провинция — это наше сердце в сердце Вселенной?
Но для тех, кто родился и вырос в деревнях или чьи отцы и деды там родились и выросли, слово «провинция» не имеет отрицательного значения.
Произведения белорусского художника находятся в фондах Национального музея Республики Беларусь, Национального центра современных искусств, Могилевского областного художественного музея имени П.Масленикова, Гродненского государственного историко-археологического музея. А также в фондах Дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке, Белорусского государственного музея архитектуры и быта, Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Кроме того, в фондах Белорусского союза художников, Министерство культуры Российской Федерации, в частных коллекциях Беларуси, Бельгии, Великобритании, Германии, США, Израиля, Литвы, Южной Кореи, Польши, России, Турции, Украины.
Александр Соловьев
Картины Александра Соловьёва характеризуются выразительностью стиля, насыщенными цветами, экспрессией и многовекторностью композиции. Александр Соловьев - ориентир в творчестве и моральный символ, работы которого обладают своей энергетикой.
"Александр Соловьев постоянно в поиске. Когда есть такой художник и его творчество, на которое можно оглянуться, чтобы ненароком в поиске не свернуть не на ту дорогу, это очень ценно для современной культуры. Важно и то, что картины мастера четко вписываются в европейский контекст", - отметил коллега Александр Малей.
Художник, которому в сентябре исполнилось 92 года, несмотря на коммерциализацию искусства, остался верен себе и пишет картины, не отстраняясь от жизни.
В возрасте 17 лет художник участвовал в партизанском движении, с 1944 года находился в действующей армии и принимал участие в боях. Александр был награжден орденом Красной Звезды. С 1965 года он работал художником-постановщиком в Национальном академическом драматическом театре имени Якуба Коласа, а позднее (вплоть до 1995 года) - его главным художником. Оформил более 100 спектаклей. В 2017 году художник удостоен ордена Франциска Скорины.
Людмила Кальмаева
Плакатист. Окончила Госудаственный художественный институт Эстонской ССР (1973). Работает художник в политическом и театральном плакате, книжной и журнальной графике.
Людмила родилась 03.08.1946 в Минске. В 1964 она поступила в БГТХИ (Беларусский Государственный Театрально-Художественный Институт). В 1973году Людмила окончила отделение графики Госудаственного художественного института Эстонской ССР по специальности плакат. Работает в политическом и театральном плакате, станковой, книжной и журнальной графике, а также в живописи. С 1992г. она живёт в Нидерландах. Работы Людмилы находятся в Государственном Художественном Музее Беларуси, в Музее Современного Искусства Беларуси, в Музее плаката В Вилянове (Польша)и в Канагаве (Япония), а также в частных коллекциях Нидерландов, Германии и др.
Вячеслав Павловец
Вячеслав Павловец — один из выдающихся акварелистов Беларуси. Некоторые из его произведений уже стали классикой искусства и вошли во многие альбомы, частные коллекции и постоянную экспозицию Национального художественного музея (в его фондах хранятся 18 картин мастера). Монохромные минималистичные пейзажи воспевают белорусскую природу и ее бессолнечный «серенький денек». Мастерство владения белым, серым цветом, бумагой впечатляет. Если долго смотреть на картины, может показаться, что они цветные. И в этом проявление профессионализма, волшебства данного художника.
Павел Татарников
Павел является современным белорусским иллюстратором. Задача художника-иллюстратора - создать образ. Не описать, не повторить текст рисунком, а добавить какую-то реальность. Тогда и книга получится сама как цельное произведение, а иллюстрация в ней как особый вид искусства. Это не картина, которую можно рассмотреть на стене в раме. Тут мыслить надо разворотами, а все детали должны проявляться на расстоянии 30 - 50 см от глаз, когда человек держит книгу. Иллюстрации художника завораживают прозрачной хрупкостью, притягивают взгляд, но не отвлекают от текста, а придают ему дополнительный смысл. Кажется, люди и пейзажи на этих картинах сошли со старинных гравюр. Но, вместе с тем, в его работах нет и грана эпигонства. Перед нами — самобытный художник со своим стилем, манерой письма, видением мира.
Жанна Гладко
Художница живет и работает в Минске.
С 1997 по 2002 она училась в Республиканском колледже искусств. С 2002 по 2009 Жанна продолжила художественное образование в Белорусской государственной академии искусств (кафедра графики). С 2010 года она начинает вести активную художественную деятельность.
С 2015 года Жанна является редактором энциклопедии INDEX.
Жанна Гладко – представительница молодого поколения художников, работающая при помощи разнообразных медиа с темой гендера в контексте актуальных феминистских теорий, а также другими темами.
Маша Святогор
Коллажи Маши Святогор обожают и ненавидят, их описывают как «практики абсурдности» и объясняют одиночеством и меланхолией молодежи в декорациях «последней диктатуры». На критику фотограф реагирует спокойно – собирая из хэйтерских хитов терапевтический коллаж, а признание в любви к родному окраинному району Минска (Курасовщина) вынося в название своей первой индивидуальной выставки, проходящей в арт-пространстве «ЦЭХ».
Коллаж как побег или средство диалога с реальностью, документальный сюрреализм или кривое зеркало сегодняшней Беларуси.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен, Facebook, LinkedIn, Telegram!
Фото: i.ytimg.com, avatars.mds.yandex.net, cultobzor.ru.